Литература

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература должна сопровождать человека с первых лет его жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства.

Знакомство с художественной литературой должно происходить с использованием литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, интересные эпитеты и сравнения).

Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т. е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Главной ролью художественной литературы остаётся воспитание, нравственное развитие, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают ребёнку что хорошо, а что плохо, учат нормам поведения, опыт которого можно перенести в свою жизнь. Любая книга по возрасту помогает понять самого себя, других людей, их жизненные ценности. Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.

Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение. В этих сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни. Данный вопрос был всесторонне изучен отечественными и зарубежными педагогами, психологами, лингвистами (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, C. А. Рубинштейн, В. С. Мухина, и другие). Наряду со сказочными героями постепенно в информационно-познавательный мир малышей проникли анимационные герои фильмов и мультфильмов. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях:

Правильно подобранная художественная литература в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

Целенаправленное использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и заканчивая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», сказки «Царевна- лягушка», трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка, «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.).

Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении, утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запоминающимися ему словами и предложениями.

В среднем возрасте детей продолжают знакомить с художественной литературой. После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное — основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5-6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту, они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети могли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения. Глубже осознавать его содержание. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группе стоят задачи воспитывать любовь у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественные образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов. Стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение художественных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал К. Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно

тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому

терпению взрослого доступны ее вершины.

Удивительное искусство – детская книжка!».

Л. Токмаков

Писатели

АКСАКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда. Мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью.

АКИМ ЯКОВ ЛАЗАРЕВИЧ

Родился 15 декабря 1923 года в городе Галиче Костромской области. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло мне впоследствии написать многие стихи. И еще родители: по вечерам дома часто звучала музыка.

АЛЕКСАНДРОВА ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом.

АЛЕКСАНДРОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Татьяна Александрова родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. Отец — инженер по лесоповалу, часто бывший в командировках. Мать — врач, часто оставашаяся на ночные дежурства, и поэтому Таня и ее сестра-близнец Наташа оставались дома с няней Матрешенькой (Матреной Федоровной Царевой).

АНДЕРСЕН ГАНС ХРИСТИАН

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой».

БАЖОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) – известный советский писатель, фольклорист. Автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка», за которые был награжден Сталинской премией 2-й степени.

БАРТО АГНИЯ ЛЬВОВНА

Стихи Агнии Барто (1906—1981) в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям.

БАРУЗДИН СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Сергей Алексеевич родился 22 июля 1926 года в Москве. В 1938 году опубликовал первые рассказы в детском журнале «Пионер». Участник Великой Отечественной войны. Окончил Литинститут имени А. М. Горького (1958).

БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей.

БЛАГИНИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Елена Александровна Благинина — русская поэтесса.

Родилась в семье железнодорожника. В 1913—1922 гг. училась в Курской Мариинской гимназии и Курском пединституте.

БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать — писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году.

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Александр Иванович Введенский родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета.

ВЛАДИМИРОВ ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Юрий Дмитриевич Владимиров родился в 1909 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Он был потомком великого русского живописца Карла Брюллова. Родители Юрия, Лидия и Дмитрий Владимировы были известными антропософами. Юрий много читал, прекрасно рисовал, увлекался поэзией. Уже в детстве он писал стихи.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Юлия Вознесенская (настоящее имя Юлия Николаевна Окулова, урождённая Тараповская) — русский прозаик, поэт православного направления.

ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР МЕЛЕНТЬЕВИЧ

Александр Волков — известный советский писатель, переводчик и драматург.

Будущий автор популярнейших книг для детей родился 14 июля 1891 года в Усть-Каменогорске. Сын портнихи и фельдфебеля

ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ

Аркадий Петрович Гайдар (22 (9) января 1904 — 26 октября 1941; настоящее имя Аркадий Петрович Голиков) — советский детский писатель.

Родился в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детство провёл в Арзамасе.

ГАРШИН ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ

Родился 2(14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда, ныне Донецкая область.

ГАУФ ВИЛЬГЕЛЬМ

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел

ГОЛЯВКИН ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке.

ГОРЬКИЙ МАКСИМ

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Детские годы прошли в семье отца матери Каширина. С 11 лет Алексей был вынужден и работать и учиться.

ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР ВИЛЬГЕЛЬМ

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776г. в Кёнигсберге — немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор

ГРИММ ЯКОБ И ВИЛЬГЕЛЬМ

Сыновья чиновника. Якоб родился 4 января 1785 г. в Ханау, Вильгельм — 24 февраля 1786 г. там же. Братья получили юридическое образование в Марбурге

ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю — 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской губернии

ДЖАННИ РОДАРИ (ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО РОДАРИ)

Джанни Родари родился в итальянском городке Оменья. Отец, владелец небольшой пекарни и булочной, умер от воспаления легких, когда мальчику не было еще и десяти лет. Для семьи Джанни Родари наступили тяжёлые времена.

ДРАГУНСКИЙ ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ

Виктор Юзефович Драгунский (30 ноября 1913 — 6 мая 1972) — русский советский писатель, автор рассказов для детей.

ЕРШОВ ПЁТР ПАВЛОВИЧ

Родился 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Сергей Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты». 

ЖИТКОВ БОРИС СТЕПАНОВИЧ

Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И. Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях.

ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 в молдавском городе Когуле. Отец Бориса еще в 1914 году ушел добровольцем в русскую армию, мать была в то время сестрой милосердия. Здесь, в Когуле, они встретились и поженились. 

ЗОЩЕНКО МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Михаил Михайлович Зощенко родился в Санкт-Петербурге 28 июля 1894 года. Его отец — русский художник Михаил Иванович Зощенко. Мать — Елена Осиповна Зощенко — до замужества была актрисой театра, издавала свои рассказы в газете


КАТАЕВ ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ

Валентин Петрович Катаев (1897 — 1986) — русский советский писатель, драматург, поэт. 
Родился в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева

КИПЛИНГ ДЖОЗЕФ РЕДЬЯРД

Джозеф Редьярд Киплинг (1865-1936) — английский писатель, поэт и новеллист.
Родился 30 декабря 1865 года в Бомбее (Индия). Отец, крупный специалист по истории индийского искусства, был директором музея

КОЗЛОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Свои первые стихи он написал, когда учился в восьмом классе. В юности занимался в литературном объединении «Магистраль»

КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

Иван Андреевич Крылов — поэт-баснописец, драматург. Родился в Москве, в семье бедного армейского офицера. Воспитанием мальчика занималась мать. Она научила его читать и писать. После смерти отца работал писцом

КЭРРОЛЛ ЛЬЮИС

Родился 27 января 1832 г. в деревушке Дарсбери (графство Чешир) в большой семье сельского священника. Ещё в детстве Чарлз увлекался литературой; он устроил собственный театр марионеток и сочинял для него пьесы.

ЛАГЕРЛЁФ СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИЗА

Сельма Лагерлеф – писательница родилась 20 ноября 1858 года в Швеции в маленьком городке Вермланд в офицерской семье.
Детство Сельмы прошло в окружении сказок и легенд родной бабушки, которая ее воспитывала. Девочка была очень примерной ученицей, любила читать и сочинять свои первые стихи.

ЛАГЗДЫНЬ ГАЙДА РЕЙНГОЛЬДОВНА

Родилась в Ленинграде в семье латышского рабочего, балтийского моряка, участника революции, расстрелянного как врага народа в 1937 году.
Семья также подвергалась репрессиям. Гайда с матерью и братом были высланы в Калинин. 

ЛИНДГРЕН АСТРИД АННА ЭМИЛИЯ

Астрид Анна Эмилия Эриксон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе Нас, недалеко от Виммербю (Швеция).
Окончив школу, работала в местной газете, затем переехала в Стокгольм (1926 г.) и поступила в школу секретарей. 4 декабря этого же года у нее родился сын Ларс

МАМИН-СИБИРЯК ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ

Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к  – известный русский прозаик, автор великолепных детских произведений.
Биография Мамина-Сибиряка полна трагических моментов, хотя они никак не повлияли на его творчество.

МАРК ТВЕН

Марк Твен (Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился в городе Флориде штата Миссури 30 ноября 1835 года. Первые литературные произведения, небольшие статьи, в биографии Марка Твена были написаны после 1847 года. Тогда после смерти отца брат Сэма стал издавать газету.

МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

Родился Самуил Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Фамилия рода «Мар
шак» происходит от известного раввина Аарона Кайдановера, и в кратком переводе означает – «наш учитель».

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.
Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

МИЛН АЛАН АЛЕКСАНДР

Английский писатель, шотландец по происхождению, Алан Александр Милн провел свое детство в Лондоне. Учился в небольшой частной школе, владельцем которой был его отец, Джон Милн

МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его семья имела дворянские корни. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве

МОРИЦ ЮННА ПЕТРОВНА (ПИНХУСОВНА)

Российская поэтесса Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве (Украина) в семье служащих. Отец имел два высших образования — инженера и юриста, работал инженером на транспортных ветках

МОШКОВСКАЯ ЭММА ЭФРАИМОВНА

Эмма Эфраимовна Мошковская родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем — в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.

НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 77/78) — русский поэт, писатель и публицист. Редактор и издатель журнала «Современник», с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки».

НОСОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве, в семье актёра эстрады. Разносторонне одарённый, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ

Писатель родился 13 августа 1804 года в городе  Москва. Его отец происходил из давнего княжеского рода, а родители матери были крепостными крестьянами.
В 1816 — 1822 годах он учился в Московском университетском благородном пансионе

ОРЛОВ ВЛАДИМИР НАТАНОВИЧ

Владимир Натанович Орлов родился 8 сентября 1930 года в городе Симферополе в семье типографского рабочего.
В юношеские годы он успел поработать слесарем и матросом, растирал краски
в художественной мастерской и портняжил… При этом Володя писал стихи.

ОСЕЕВА-ХМЕЛЁВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва (1902—1969) — советская детская писательница. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).
В. А. Осеева родилась в 1902 года в Киеве в семье инженера

ОСТЕР ГРИГОРИЙ БЕНЦИОНОВИЧ

Детский писатель, которого читают, в основном, взрослые. Автор юмористических «учебников» для детей, создатель нескольких популярнейших мультсериалов — в том числе о Мартышке, Попугае, Слоненке и Удаве — и многих других невероятно талантливых вещей!

ПАНТЕЛЕЕВ ЛЕОНИД (АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ЕРЕМЕЕВ)

Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Так назвали мальчика, который родился 22 (9) августа в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул. 

ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ

Родился Константин Георгиевич в 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева.

ПЕРМЯК ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ

Пермяк Евгений Андреевич, русский советский писатель (настоящая фамилия – Виссов), родился в 1902 г. В Перми. Детство и юность писателя тесно связаны также с Пермью. Здесь он в 1924 г. начал публиковаться. В 1930 г. окончил педагогический факультет Пермского университета

ПЕРОВСКАЯ ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Ольга Васильевна Перовская родилась в 1902 года в селе Васильевка Мелитопольского уезда Таврической Российской империи. С пяти лет и до совершеннолетия она жила в Семиречье в самых чудесных уголках Казахстана и Киргизии 

ПЕРРО ШАРЛЬ

Ш. Перро появился на свет в 1628 году. Отец был адвокатом в парламенте Парижа. Шарль был младшим сыном из шестерых детей. С восьми лет он обучался в университетском колледже Бове на факультете искусств

ПЛЯЦКОВСКИЙ МИХАИЛ СПАРТАКОВИЧ

Родился Михаил Спартакович в 1935 года в Енакиево (Донецкая область). Окончил Литературный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни — и стихи, и мелодии

ПОГОРЕЛЬСКИЙ АНТОНИЙ (ПЕРОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ)

Точная дата рождения писателя не установлена. Известно, что родился в 1787 году и происходил из рода очень известной семьи. Был внебрачным сыном графа Алексея Кирилловича Разумовского.

ПРИХОДЬКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Владимир Приходько родился 28 июля 1935 года в Одессе в семье режиссёра Одесской кинофабрики А. С. Лейна и актрисы Н. Н. Приходько. С 1939 году семья переезжает в Львов, где отец Владимира получает должность главного режиссёра Львовского оперного театра

ПРИШВИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он истратил.
Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе

ПРОКОФЬЕВА СОФЬЯ ЛЕОНИДОВНА

В 1955 году окончила художественный институт им. Сурикова. Работала художником-иллюстратором. Первая книга для детей «Кто лучше?» опубликована в 1957 году в издательстве «Детгиз»

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода.
Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей – сын Лев и дочь Ольга

РОУЛИНГ ДЖОАН

Родилась 31 июля 1965 года в городке Йейт (графство Глостершир). Помимо Джоан в семье была и младшая сестра –­ Дайанна. Когда будущей писательнице было 4 года, ее семья переехала Винтербурн

САКОНСКАЯ НИНА ПАВЛОВНА

Нина Павловна Саконская (настоящее имя Антонина Павловна Соколовская, урожденная Грушман) — русская советская писательница, поэтесса, автор книг для детей. 


САПГИР ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ

Генрих Вениаминович Сапгир родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьей в Москву. 

САХАРНОВ СВЯТОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

Святослав Владимирович Сахарнов родился 12 марта 1923 года на Украине в городе Артёмовске. Мать и отец Святослава умерли рано, поэтому его воспитывала старшая сестра.

СЕРОВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Екатерина Серова — о себе:
Я родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе – Вологде. От постоянного чувства голода меня спасали только книги

СЕФ РОМАН СЕМЁНОВИЧ

Роальд Семенович Сеф — детский писатель, поэт, прозаик, переводчик, драматург, член Правления МГО СП России, председатель Бюро творческого объединения детской и юношеской литературы, руководитель творческого семинара детской и юношеской литературы

СКРЕБИЦКИЙ ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Скребицкая. Скребицкая выходит замуж за земского врача Алексея Полилова

СЛАДКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в Ленинграде и в Царском Селе, славящемся великолепными парками. Здесь Николай открыл для себя прекрасную и неповторимую жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.

СНЕГИРЁВ ГЕННАДИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Родился и вырос Геннадий Яковлевич в Москве, отец его погиб в сталинских лагерях, мама была библиотекарем, тяжелое предвоенное время вынудило мальчика сразу после начальной школы пойти в ремесленное училище, но закончить его не удалось.

СОБАКИН ТИМ

Настоящее имя – Иванов Андрей Викторович. Родился в 1958 году на Украине. В 1981 году окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности математик-программист, а в 1987 году

СУРИКОВ ИВАН ЗАХАРОВИЧ

Иван Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку.

СУТЕЕВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ