Кудрявцева М.В. Поиграем?

Автор Кудрявцева Мария

Сайт maria-kudryavtseva.ru

Психолог

Современный мир заполонили игры… игры компьютерные…

Мы прыгали с гаражей, разводили костры, прорывали лазы в сугробах. Возвращаясь домой с румянцем, зверским аппетитом, синяками и ссадинами, перебивая друг друга рассказывали родителям о своих подвигах.

Теперь дети тихие, они «послушные», они не мешают родителям, сидя за компьютером… Жизнь проходит в виртуале… Если нет смартфона, компьютера или планшета под рукой – эти дети не знают чем себя занять.

Сталкиваясь с реальностью, они в растерянности: как жить, как общаться, как решать проблемы, выходить из тупиков… Взрослея, они находят решение: нужны деньги, не важно как, важно, чтобы было много, чтобы никто не отвлекал от компьютера, ведь в виртуальной реальности он герой!

Дети растут и развиваются играя в реальные игры в повседневной жизни. Игра это способ развития мозга по нарастающей. Игровые навыки помогают человеку видеть разнообразие возможностей, жизненных сценариев и легко находить выход даже из тупиков.

Игр много, каждый вид игр развивает определенные навыки.

Игра-настройка.

Обучает распознавать, выражать и контролировать эмоции, устанавливать эмоциональный контакт. В такую игру с ребенком начинают играть с первого дня жизни. Взрослый держит ребенка на руках, смотрит ему в глаза и произносит звуки, сюсюкает и гулит («гули-гули»). Ребенок в ответ произносит звуки, а мама (папа, бабушка…) ему подыгрывают. Для серьезных «взрослых» пап такое поведение мамочки с ребенком кажется «идиотским» занятием. Но на самом деле, именно так закладывается развитие эмоциональной сферы. Те дети, с которыми «недогулили», вырастают «отмороженными», замкнутыми, эмоционально холодными, равнодушными.

Телесно-двигательные игры.

Необходимы для формирования телесных навыков, реакции, координации, чувства равновесия. Помогайте своему ребенку переворачиваться, прыгать, бегать… В процессе двигательной активности формируется и развивается мозг.

Игры с предметами.

Любое манипулирование предметами формирует связи между клетками мозга, центр речи и навык решения проблем! Один из вариантов этих игр — конструктор. В младенческом возрасте подойдет все — от пирамидки до мозаики, от пуговиц, ложек до кастрюли. Занимайтесь с ребенком лепкой и рисованием.

Социальные игры.

  1. Обучение социальным ролям и взаимодействию в игре с другими детьми или взрослым: на тему – ты будешь папой, а я мамой; поиграем в доктора и больного и т.д.
  2. В «грубых» играх, где догоняют, толкают, вышибают формируется навык контроля грубых эмоций, понятие честности, чувство социальной нормы (хлопать можно, выкалывать глаза – нет).
  3. Игра-праздник типа «Каравай» происходит обучение совместному празднованию каких-либо событий, получать и разделять радость. Празднование, как процесс освящения важного события, делает его особенно ценным.

Игра-воображение.

Игра, в которой ребенок кого-то или что-то изображает, необходима для развития навыка понимания других людей, формирования эмпатии.

Нарративная игра.

Любой рассказ или повествование, который позволяет изложить события, как взаимосвязанную цепь образов. Игры-истории позволяют понимать мир в целом, своё место в мире, расширяют кругозор и личные возможности.

Трансформативная игра.

Во время процесса игры возможно увидеть ситуации, возникающие в жизни и типичные психологические реакции участников. Осознанные в игре психологические паттерны позволяют осознать свои сильные стороны и получить уроки, углубляющие понимание того, как он функционирует на физическом, эмоциональном, ментальном и духовном уровнях. Во время игры есть возможность создать новый взгляд на жизненные вопросы и ситуации, прояснить старые установки и верования и изменить способы реагирования. Трансформативная игра расширяет кругозор и взгляд на вещи.