Данилова Е.А. Первые уроки дисциплины, или как понять, что можно, а что нельзя

Автор Данилова Лена

Сайт https://danilova.ru

Педагог-практик с опытом более 20 лет. Автор более 100 книг о воспитании и развитии детей в том числе по обучению чтению («Кубики Зайцева в семье» ОЛМА, 2007, «Учимся читать за 60 дней» АСТ, 2019). Изобретатель спортивного комплекса «Ранний старт». Мама пятерых детей.

Маленький ребенок не может понимать, что такое опасность, не может отличать ценные вещи от дешевых, маловажных, хрупкие от прочных. Поэтому вся ответственность за ущерб, причиненный ребенком самому себе или ценностям в доме лежит только на взрослых. Мы должны следить за всем, что делает ребенок, мы должны создать среду, в которой ребенку будет безопасно. Мы должны ограничить его доступ к ценным или опасным вещам.

Но, с другой стороны, постепенно надо научить ребенка понимать, что такое «нельзя», иначе наша жизнь никогда не вернётся в привычную колею. Мы все время будем бояться, что ребенок что-нибудь сломает или поранится. И учить этому можно и нужно, когда малыш ещё только начинает ходить — примерно в 9-12 месяцев.

Когда малышу все время говорят «нельзя», это слово теряет смысл. Словом «нельзя» нужно ограничивать только те действия, которые недопустимы ни под каким предлогом. Есть вещи, которые иногда можно делать, а иногда нежелательно. Их не надо ограничивать словом «нельзя», иначе ребенок запутается и решит, что нельзя, это значит не трогай сейчас. А мама выйдет из комнаты и станет можно. Пример: залезать на подоконник нельзя никогда, брать песок в рот – тоже нельзя никогда. А вот стучать ложечкой по столу иногда можно (когда у вас хорошее настроение), а иногда нельзя (когда у вас болит голова или плохое настроение и вам не до чего). Гораздо разумнее (и понятнее для ребенка) некатегоричные запреты ограничивать другим словом, например, «не надо»: «Не надо сейчас стучать ложечкой, у мамы голова болит».

В разных ситуациях подчеркивайте строгость своих запретов интонацией, твердостью голоса. В некоторых случаях разумнее просто убрать ребенка из опасного места или забрать у него нежелательный предмет. В каждой семье есть традиции и правила, которые строго соблюдаются. Продумайте заранее, что с вашей точки зрения надо запретить раз и навсегда, а что нет.

Будьте последовательны в своих запретах или правилах. Если вы всегда не разрешаете ребенку залезать на подоконник, не стоит ставить его туда своими руками, чтобы помахать ручкой уходящему дедушке. Лучше возьмите малыша на ручки, и пусть там сидит и машет дедушке в окошко. Если мыть руки перед едой нужно всегда, то не забывайте этого делать (мыть руки ребенку своими руками), иначе потом вы не докажете ему, что это обязательное действо.

Не допускайте, чтобы ребенок добивался своего капризами или очаровательной улыбкой. Будьте твердыми в своих принципах по отношению к тому, что действительно «нельзя». Но будьте строгой только в момент выяснения проблемы «можно – нельзя». Как только эта тема закрыта, будьте опять веселой ласковой мамочкой, от которой можно ждать только хорошее.

Чтобы у ребенка не возникало стресса, а то и истерики, когда ему что-то запретили, никогда не подходите к нему с пустыми руками. Если мамину косметичку нельзя, то должно же быть что-то интересное, что можно! Вот и предложите ребенку что-нибудь взамен, обязательно произнося при этом слово «можно».

Будьте внимательны к состоянию ребенка в данный момент. Если он болен, утомлен или у него режутся зубки, то реакции на запрет может быть чересчур бурной. Не воспринимайте это как истерику.

Не думайте, что ребенок будет понимать и запоминать все правила и запреты с первого или второго раза. Для этого нужно время и ваше терпение.

Вознаграждение правильных действий действую лучше, чем наказание неправильных. Вместо того, чтобы наказывать за ошибки, поощряйте хорошее поведение: хвалите, ласкайте, вознаграждайте чем-либо интересным. Это не значит, что на плохое не стоит реагировать. Надо проявить строгость, но не наказывать ребенка. Чтобы не наломать дров в порыве гнева (не отшлепать ребенка, не наказать его), досчитайте про себя хотя бы до пяти, а лучше до десяти. Это поможет вам успокоиться и собраться с мыслями – решить, как поступить. Помните, что если мы будем кричать на ребенка, то и он возьмет за правило изъясняться криками. И доказать ему потом, что надо разговаривать с сестрой спокойно у вас не получится.

Постарайтесь научиться отличать намеренные проступки от случайных. В случае явного настойчивого неповиновения (которое есть ни что иное, как проверка границ) ребенку нужно ещё больше вашей строгости и вашего терпения. Если вы в первый раз пойдете у него на поводу, потом будете считать, что день без истерики – редкое счастье.

Такая «проверка границ» впервые возникает, как правило, после того, как вы позволили что-то непозволительно «на людях». Так что, во-первых, не снимайте запретов, даже если боитесь, что другие подумают о вас «не так» (вы не купили что-то малышу, а он расплачется – что подумают люди). Во-вторых, постарайтесь не вводить ребенка в соблазны (самый простой способ в примере с магазином – просто не брать ребенка с собой в магазин).

И, в-третьих. Если все-таки, вы однажды промахнулись и теперь ребенок знает, что можно попросить что-то недозволенное и мама купит, вас может ждать показательная истерика с паданием на пол и битьем об пол. Как только это случилось, надо просто взять малыш в охапку и вынести из магазина (или другого людного места). Держите малыша, не давая ему брыкаться и бить вас. Просто держите сильно (разумеется, не делая малышу больно) и он поймёт, что это бесполезно.

Ну и главное. Помните, что любую проблему проще предотвратить. А если проблема возникла, то проще отвлечь малыша, чем дать ему и себе «войти в штопор».