Логопедическая диагностика

Интерактивный комплекс

Эффективная логопедическая коррекция невозможна без правильно организованного логопедического обследования. Понимание родителями особенностей его проведения будет способствовать правильному настрою малыша и, соответственно, более точному выявлению особенностей патологии. Включение ребенка в те или иные виды индивидуальных и (или) групповых занятий обусловливается нарушениями, выявленными в процессе диагностики.

Передовой особенностью процедуры диагностики речевой недостаточности детей логопедами-дефектологами Центра детского развития «Академия знаний» является ее комплексный характер. «Симптоматическому» обследованию речевых функций предпочтен более современный, концептуально иной подход, который заключается в диагностике психофизиологических особенностей речевой деятельности ребенка в целом, как единого многофункционального комплекса.

Диагностика проводится в несколько этапов

• Первый этап – информационно-ознакомительный, во время которого проводится беседа с родителем с целью сбора анамнеза, выяснения проблемы и индивидуально-типологических характеристик ребенка. Рекомендуем пройти Вам этот этап отдельно от остальных этапов, заранее (не брать с собой малыша). В крайнем случае, малыша должны сопровождать двое взрослых, один из которых будет находиться с ним в игровой комнате во время беседы с родителем. Продумайте и четко сформулируйте проблему, так называемый «запрос», зачем Вы пришли к логопеду. Во время собеседования будьте максимально откровенны. Возьмите с собой амбулаторную карту ребенка, медицинские и (или) психолого-педагогические заключения (если подобные имеются). Полезными будут принесенные творческие работы, которые ребенок делал сам, без помощи взрослых. Например, рисунки, фигурки из пластилина. Анализ подобных работ позволит сделать вывод о сформированности моторики, а также посредством использования проективных психологических методик определить индивидуально-типологические особенности.

• На втором этапе происходит диагностика ребенка, основными приемами которой являются:

наблюдение за ребенком в игровой комнате;

организация совместной игровой деятельности;

педагогическое исследование;

беседа.

Логопед-дефектолог, используя валидные методики проводит комплексное обследование речевых действий ребенка.

• Следующий этап связан с интерпретацией полученных результатов. Логопед (уже без Вашего присутствия) внимательно анализирует данные, полученные в ходе исследования, и составляет речевую карту, в которой в разделе «Логопедическое заключение» подробно описывает выявленные дефекты и причины их формирования. Кроме того, на данном этапе составляется рекомендуемая программа индивидуальных и/или групповых коррекционных занятий.

• На заключительном этапе специалист знакомит родителей с результатами обследования и особенностями предстоящих коррекционных занятий и процедур, результат которых будет зависеть от слаженной работы всех участников – логопеда, родителей и ребенка.

Надеемся, что выше описанные основные моменты диагностической процедуры, позволят вам правильно к ней подготовиться и получить максимальную точность.

Желаем счастья и радости всем, приходящим к нам за помощью!