Логопедическая диагностика
Эффективная логопедическая коррекция невозможна без правильно организованного логопедического обследования. Понимание родителями особенностей его проведения будет способствовать правильному настрою малыша и, соответственно, более точному выявлению особенностей патологии. Включение ребенка в те или иные виды индивидуальных и (или) групповых занятий обусловливается нарушениями, выявленными в процессе диагностики.
Передовой особенностью процедуры диагностики речевой недостаточности детей логопедами-дефектологами Центра детского развития «Академия знаний» является ее комплексный характер. «Симптоматическому» обследованию речевых функций предпочтен более современный, концептуально иной подход, который заключается в диагностике психофизиологических особенностей речевой деятельности ребенка в целом, как единого многофункционального комплекса.
Диагностика проводится в несколько этапов
• Первый этап – информационно-ознакомительный, во время которого проводится беседа с родителем с целью сбора анамнеза, выяснения проблемы и индивидуально-типологических характеристик ребенка. Рекомендуем пройти Вам этот этап отдельно от остальных этапов, заранее (не брать с собой малыша). В крайнем случае, малыша должны сопровождать двое взрослых, один из которых будет находиться с ним в игровой комнате во время беседы с родителем. Продумайте и четко сформулируйте проблему, так называемый «запрос», зачем Вы пришли к логопеду. Во время собеседования будьте максимально откровенны. Возьмите с собой амбулаторную карту ребенка, медицинские и (или) психолого-педагогические заключения (если подобные имеются). Полезными будут принесенные творческие работы, которые ребенок делал сам, без помощи взрослых. Например, рисунки, фигурки из пластилина. Анализ подобных работ позволит сделать вывод о сформированности моторики, а также посредством использования проективных психологических методик определить индивидуально-типологические особенности.
• На втором этапе происходит диагностика ребенка, основными приемами которой являются:
наблюдение за ребенком в игровой комнате;
организация совместной игровой деятельности;
педагогическое исследование;
беседа.
Логопед-дефектолог, используя валидные методики проводит комплексное обследование речевых действий ребенка.
• Следующий этап связан с интерпретацией полученных результатов. Логопед (уже без Вашего присутствия) внимательно анализирует данные, полученные в ходе исследования, и составляет речевую карту, в которой в разделе «Логопедическое заключение» подробно описывает выявленные дефекты и причины их формирования. Кроме того, на данном этапе составляется рекомендуемая программа индивидуальных и/или групповых коррекционных занятий.
• На заключительном этапе специалист знакомит родителей с результатами обследования и особенностями предстоящих коррекционных занятий и процедур, результат которых будет зависеть от слаженной работы всех участников – логопеда, родителей и ребенка.
Надеемся, что выше описанные основные моменты диагностической процедуры, позволят вам правильно к ней подготовиться и получить максимальную точность.
Желаем счастья и радости всем, приходящим к нам за помощью!