Бунина В.С. Нарушение письменной речи у детей
Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.
Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.
Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Если в конце первого – начале второго класса ребенок все еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
Как же отграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?
Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.
Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера:
- Искажение состава слова:
- Пропуск букв или слогов (крова вместо корова, сине вместо синеет)
- Перестановка букв или слогов (онко вместо окно, девере вместо дереве)
- Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).
- Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки:
- Смешение гласных о – ё, о — у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит)
- Смешение согласных д – т, з – с, ж – ш, б – п, г – к, в – ф, с – ш, ч – щ, р — л и другие. (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха, хородный вместо холодный и т.д.)
- Смешение букв, сходных по написанию:
Ребенок на письме путает буквы б – д, т – п, и – у, х – ж, Г – Р, о – а и др.
(белка – делка, стешил – спешил, паик – паук, дорохки – дорожки). - Несоблюдение границ слова:
Ребенок пишет слова вместе, либо делит слово на части, смещает границы слова.
(идетснег, вседети; на ступил, к ормит).
Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами.
(Вдоме горел свет. Петя идет вшколу.) - Несоблюдение границ предложения:
Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения. (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор).
Начало предложения не знаменуется заглавной буквой. (в этот день ярко светило солнце. было тепло.) - Аграмматизмы на письме:
(много карандашов, на ветков, красная платий, пять ведров).
Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутницей является дислексия (нарушение чтения).
Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.
Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения.
Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.
Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание надо обратить на детей, у которых среди родных имеются страдающие дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.
Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.
Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?
Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста — логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения и понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.
Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.
Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.