Коррекция и профилактика дисграфии
Одним из наиболее острых и актуальных вопросов, который волнует учителей общеобразовательных школ и родителей обучающихся, – это нарушения письменной речи у детей (дисграфия). Подобное отклонение неизбежно влечет за собой получение неудовлетворительных оценок и общую неуспешность ребенка.
Процесс письма – это сложная многогранная функция, которая работает лишь при сформированности определенных участков головного мозга, мыслительных операций (звукового и зрительного анализа и синтеза), при нормальном речевом развитии. Задействовано огромное количество механизмов и процессов. Несформированность или выпадение хотя бы одного из них приводит к дисграфии.
Эффективная коррекция дисграфии у школьников весьма затруднена (практически невозможна), так как необходимые функции головного мозга формируются в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо своевременно выявлять дошкольников, предрасположенных к подобным отклонениям, и проводить с ними раннюю профилактическую и коррекционную работу.
В «группу риска» входят дети с диагностированными общими нарушениями речи (ОНР). В центре детского развития «Академия знаний» проводится комплексная коррекционная работа по нивелированию психофизиологических предпосылок дисграфии у таких детей.
Профилактика дисграфии у нормально развивающихся детей, посещающих центр, прежде всего, заключается в том, что логопеды-дефектологи и другие специалисты обращают внимание на предпосылки в речевом развитии ребенка, которые впоследствии способны привести к серьезным нарушениям письма. В том случае, если у кого-то из детей проявляются «слабые звенья», родителям рекомендуют обеспечить ребенку прохождение коррекционно-развивающей программы с логопедом, а, в некоторых случаях, с нейропсихологом.
Кроме специальной профилактики и коррекции с «группой риска», со всеми дошкольниками, посещающими Центр детского развития «Академия знаний» проводится базовая профилактика нарушений письма.
Базовая профилактика дисграфии включает следующие направления:
• развитие сенсорики (чувствительности);
• формирование координации;
• формирование графических способностей;
• развитие умения воспринимать и запоминать последовательность звуков и знаков;
• развитие аудиальной и визуальной памяти;
• развитие способностей к обобщению, анализу, структурированию, классификация и др.);
• стимулирование мотивации к обучению;
• Формирование и развитие речевых навыков.
Подобные превентивные методики позволяют минимизировать риск возникновения нарушений письма.
Желаем Вашим детям успешного овладения письменной речью!