Творческие способы обучения детей от 1 до 2 лет

Ребенку исполнился год…от 1 до 2 лет

Ребенок освоил ходьбу в ближайшем пространстве, научился по назначению использовать отдельные игрушки и предметы быта. Например, он сам держит чашку, когда пьет кефир, стягивает шапку, когда его раздевают. Малыш может выполнить простые просьбы, в его словаре 8—10 простых слов. У него сохраняется потребность в эмоциональном общении с близкими людьми, появляется и укрепляется предметно-, (объектно) – направленное общение с ними.

В течение года малыш «учился» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съедать полагающуюся ему норму в отведенное для этого по режиму время. Умение активно бодрствовать – основа для развития движений, восприятия, речи и общения с окружающими. Иначе говоря, на первом году были заложены основы здорового образа жизни, что позволяет предупредить переутомление и капризы ребенка.

Что же должно произойти с малышом в дальнейшем, то есть в период от года до двух лет?

В это время заметно совершенствуются те умения, которым ребенок, казалось бы, уже научился. Так, например, на втором году жизни постепенно совершенствуется ходьба.

Годовалого ребенка смущает пустое пространство, в котором нет предметов, способных служить опорой. Он делает несколько шагов, а затем начинает быстро-быстро ползти. А уже в начале второго года жизни малыш уверенно двигается, когда у него свободны руки. Постепенно он научается (и это ему очень нравится!) ходить с игрушкой в руках и переносить большие, но легкие предметы: мягкие игрушки, подушки, лежащие на диване, и т. д. В то же время он с интересом возит тележки, каталки: сначала толкает их впереди себя за ручку, потом везет за собой за веревочку.

Дети эмоционально отзывчивы на музыку. Малыш начала второго года жизни при звуках плясовой мелодии сначала хлопает в ладоши, потом топает ножками, то есть выполняет движения попеременно. В конце второго года эти разнонаправленные движения он выполняет уже одновременно.

Малыш не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна его осанка, походка. Приходится постоянно оберегать его. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с вами только за ручку. Поэтому не сердитесь на малыша, когда он прячет руку за спину.

Дети старше полутора лет свободнее чувствуют себя на прогулке: с упоением ходят по траве, взбираются на бугорки, перешагивают через небольшие препятствия, на пример палку, лежащую на земле, то есть сами находят себе занятия.

Второй год жизни – период интенсивного развития речи малыша. Понимание речи к 1 году 6 месяцам значительно опережает умение говорить. Но уже к концу второго года жизни активный словарь увеличивается в 20–30 раз. В этот же период речь малыша становится основным средством общения с близкими.

Ребенок с интересом и очень эффективно осваивает действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, всевозможные вкладыши и др.), сюжетными игрушками (куклы, игрушечные животные), строительным материалом. Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

В начале второго года жизни предметно-игровая деятельность ребенка неустойчива. С вашей помощью постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш пытается доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру; из кубиков и кирпичиков возводит по образцу забор, дорожку и другие несложные постройки. Это ценное качество нужно постоянно развивать и закреплять.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Ребенок начинает переносить действия, разученные с одной игрушкой (куклой), на другие игрушки (мишка, заяц). Он активно ищет предмет, необходимый для завершения игрового действия: одеяло, чтобы положить куклу спать, или мисочку, чтобы накормить мишку. Воспроизводя подряд 2–3 действия, малыш сначала не ориентируется на то, как это бывает в жизни: например, спящую куклу вдруг начинает катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях уже отражается привычная ребенку жизненная последовательность: погуляв с куклой, он ее сначала кормит, а потом укладывает спать. В этот же период можно наблюдать и «воображаемые» условные действия малыша.

Показатели развития ребенка второго года жизни

1 год – 1 год 3 месяца

  • Запас понимаемых слов быстро расширяется
  • Находясь в радостном настроении, пользуется лепетными и иными облегченными словами
  • Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см
  • Воспроизводит в игре разученные действия (например, кормит куклу)
  • Ходит долго, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется)
  • Самостоятельно ложкой ест густую пищу

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

  • Обобщает предметы по существенным признакам
  • Начинает использовать вместо облегченных слов (би-би) полные (машина)
  • Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)
  • Отображает в игре отдельные, наиболее часто наблюдаемые действия
  • Перешагивает через небольшие препятствия приставным шагом
  • Самостоятельно ложкой ест жидкую пищу

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

  • Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос «где?»
  • В игре обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями
  • Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 2 см
  • Воспроизводит несложные сюжетные постройки («ворота», «скамейка», «дом»)
  • Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15–20 см), приподнятой над полом на 15–20 см
  • Раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1 год 9 месяцев —2 года

  • Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях, уже имевших место в его опыте
  • При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения
  • Подбирает (по образцу и слову взрослого) три контрастных цвета
  • Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
  • Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
  • Надевает некоторые предметы одежды (ботинки, шапку)