Курс «развитие речи» (6-7 лет)
К концу учебного года дети должны знать и уметь
Знать:
- времена года, их признаки, последовательность, месяцы
- название съедобных и несъедобных грибов, их частей, места произрастания
- название овощей, фруктов, ягод
- название кустарников, лиственных и хвойных деревьев, травянистых растений
- название диких животных средней полосы, севера, юга, их частей тела, детёнышей
- название домашних животных и птиц, их частей тела, детёнышей
- название диких птиц средней полосы, жарких стран и севера, их частей тела
- строение человеческого тела (основные части тела и лица)
- своё имя, фамилию, отчество всех членов семьи
- свой адрес, свою страну, город
- название всех видов транспорта, профессий на транспорте
- элементарные правила дорожного движения
- название рабочих инструментов, электрических приборов, их назначение
- название профессий, профессии своих родителей
- название основных календарных праздников
- название насекомых и пауков, их частей тела
- название посуды, материала из которого она изготовлена; продуктов питания
- название нашей планеты, а также название остальных известных планет космоса
- название основных достопримечательностей, культурных памятников, писателей
Уметь:
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных
- согласовывать существительные с прилагательным в роде, числе
- согласовывать числительные с существительными
- употреблять и подбирать родственные слова
- образовывать сложные существительные приставочным способом
- различать и употреблять многозначные слова и выражения в переносном смысле
- подбирать и употреблять однокоренные слова и выделять слова, от них отличающиеся
- образовывать притяжательные прилагательные
- употреблять в речи простые предлоги, а также сложные: -из-за-, -из-под
- образовывать сложные прилагательные
- выделять лишний предмет среди родственных, в зависимости от тематической группы
- образовывать существительные с суффиксами
- употреблять слова антонимы
- образовывать существительные в превосходной степени с суффиксом
- образовывать глаголы приставочным способом
- образовывать относительные прилагательные
- образовывать название фамилии от названия профессий
- образовывать полное имя человека от короткого
- образовывать отчества мужчин и женщин
- образовывать ласкательную форму существительных с суффиксом
- образовывать сложные существительные
- составлять описательный рассказ со зрительной опорой на символы
- составлять описательный рассказ без зрительной опоры
- составлять загадки-описания
- составлять рассказ по серии сюжетных картин
- устанавливать правильный порядок слов в предложении
- употреблять сложноподчиненные предложения при объяснении своих действий
- употреблять сложноподчиненные предложения при сравнении 2-х картин с отличиями
- пересказывать текст без зрительной опоры
- составлять рассказ по сюжетной картине
- пересказывать рассказ по сюжетной картине
- составлять рассказ по серии картин
- исправлять деформированное предложение
- составлять рассказ по сюжетной картине с проблемным сюжетом
- составлять рассказ по плану
Должны иметь представление:
- о строении тела человека, основных его внутренних органах
- о космосе, планетах, спутниках, созвездиях
- о сезонных изменениях в разных частях света
- о службах помощи
- о правилах поведения в городе, природе, общественных местах, народных промыслах
- о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлоги»
- о роде предметов
- о том, что такое «предложение», как оно обозначается на письме; об умении строить предложения по схеме и самостоятельно
- о загадках, умении составлять их самостоятельно